Считается, что работа в консоли эффективнее GUI по нескольким причинам. Во-первых, там быстрее набирать команды, чем двигать курсором. Во-вторых, на CPU, память и GPU не ложится лишнее бремя графической оболочки, так что любые процессы быстрее выполняются в консоли.
Но есть люди, которые всегда
предпочтут GUI. Они считают графический интерфейс «наиболее эффективным и удобным способом работы на десктопе». На самом деле они во многом правы, в том числе для специфических задач видеообработки важно сразу видеть результат.
FFmpeg — изначально консольная утилита. Но её популярность крайне высока. Поэтому появляются всё новые варианты графических оболочек для FFmpeg, чтобы доступ к инструменту получили абсолютно все пользователи.
Эта консольная утилита объединяет в одном бинарнике более 300 видео/аудио/графических кодеков, декордеров, муксеров, демуксеров и фильтров для обработки/сжатия/редактирования аудио и видео. В универсальном комбайне FFmpeg есть абсолютно любые мыслимые функции, а
документация только к утилите не уступает Photoshop. Например, в популярной бесплатной книжке-руководстве по FFmpeg
больше тысячи страниц. А есть же ещё библиотеки, API, разные компоненты.
Одна команда в консоли заменяет десять минут редактирования в Premiere Pro!
Естественно, выучить и запомнить все возможные ключи и опции FFmpeg никто не в силах. Все мы подсматриваем в документацию. Но есть ещё один вариант: использовать графические оболочки, которые упрощают выполнение базового редактирования в FFmpeg и снижают порог входа.
▍ FFmpeg Explorer
FFmpeg Explorer — удобный инструмент для изучения, как работают различные фильтры FFmpeg, которых поддерживается несколько десятков. Это различные спецэффекты, переходы и прочие способы изменения аудио- и видеоматериала.
Щёлкаем по фильтрам в редакторе узлов, чтобы изменить параметры.
Нажимаем Render Preview. Результат отображается в браузере.
Конечно, в интерфейс можно загрузить свой файл и редактировать его. Жестокий файл по умолчанию опубликован чисто ради хайпа.
Чтобы редактировать схему внизу, следует отжать кнопку
Lock Layout — тогда элементы начинают перемещаться по полю, а связи между ними можно изменять вручную. Там можно менять порядок применения фильтров и проч.
Автор предупреждает, что это пока эксперимент, приложение работает нестабильно, часто падает (тогда его нужно перегрузить), а запуск на мобильных устройствах не гарантирован. О багах просьба сообщать в
репозитории на Github.
▍ FFMPEG UI
FFMPEG UI — это вообще не веб-приложение, а нативная программа, которая выпускается в версиях под macOS, Windows и Linux. Разработчик ориентировался на максимальную простоту использования и понятный интерфейс.
Просто открываем файл, указываем настройки видео для конвертации:
Также настройки звука:
И ждём обработки результата:
В общем, это не столько редактор, сколько простой конвертер на базе FFmpeg, если нужно перековертировать файл в другой формат. Что ж, такие инструменты тоже нужны.
Хотя с технической точки зрения здесь нет ничего интересного. Бинарник FFmpeg просто упакован в Electron, исходный код закрыт.
По функциональности эта графическая оболочка значительно уступает
Staxrip и другим видеоредакторам на базе FFmpeg, перечисленным ниже. Что тут говорить, даже старый добрый
Handbrake кажется поудобнее.
▍ ffmpeg-online
Веб-приложение
ffmpeg-online основано не на оригинальном FFmpeg, а на приложении
ffmpeg.wasm, форке WebAssembly/JavaScript оригинального проекта. Смысл в том, что функции FFmpeg должны
нативно поддерживаться в браузере. Это уже совершенно новый уровень.
С точки зрения практического использования эта «графическая оболочка» не слишком отличается от обычной консоли. Например, если в консольном FFmpeg мы хотим вырезать и сохранить кусочек видео, то пишем что-то вроде такого:
Это уже как минимум вторая попытка порта на Wasm, ранее это сделали для проекта
Wasmer (с поддержкой всех кодеков и многопоточности,
видео):
▍ VapourSynth и др.
VapourSynth не является именно «графической» оболочкой. Это видеоредактор на Python, который задействует FFmpeg и предоставляет более удобный интерфейс для редактирования видео, чем нативная консоль. Его можно назвать «Python-оболочкой для FFmpeg». Есть обширный
каталог плагинов для VapourSynth, который значительно расширяет функциональность «базового» FFmpeg.
Существуют и нишевые видеоредакторы на базе FFmpeg, такие как
LosslessCut для быстрых операций аудио- и видеоредактирования, такие как склеивание фрагментов, разделение на части или вырезание кусков. Ключевая особенность — отсутствие перекодирования. Поэтому операции происходят практически мгновенно и без потери качества, по контрасту с длительным перекодированием в традиционных видеоредакторах.
LosslessCut
Стоит упоминания мощный видеоредактор
Staxrip — вот уж где точно полноценный интерфейс для FFmpeg.
Staxrip
FFmpeg работает под капотом опенсорсных видеоредакторов
Shotcut,
KDEnlive и других. Все они являются в каком-то смысле «графическими оболочками» для базового движка.
Shotcut
▍ FFmpeg 6.1
Тем временем сам FFmpeg продолжает расти и развиваться. Недавно вышла версия
6.1 Heaviside.
Некоторые нововведения:
Возможность активации Vulkan API для аппаратного декодирования видео H264, HEVC и AV1.
Добавлен видеокодер AV1 на основе VAAPI.
Поддержка кодеков HEVC, VP9 и AV1 в потоках rtmp и файлах flv.
Добавлен парсер, кодировщик и декодировщик медиаконтейнеров в формате EVC (Essential Video Coding), развиваемом рабочей группой MPEG в качестве стандарта MPEG-5.
Реализована возможность использования параметров P_SKIP для ускорения видеокодирования библиотекой libx264.
Добавлены новые видеофильтры, в том числе деинтерлейсинг BWDIF (Bob Weaver Deinterlacing Filter), nlmeans_vulkan (устранение шума на алгоритме Non-local means), xfade_vulkan (эффект затухания), apsnr (измеряет уровень сигнал-шум для звука).
А это основные оптимизации:
Реализация FFT, MDCT, DCT и DST для кодеков и фильтров полностью заменена на более быструю libavutil/tx. Это также привело к уменьшению размера скомпилированного бинарного файла, что особенно заметно в маленьких сборках.
Очень сильно сократилось общее количество выделений памяти на каждый кадр при декодировании видео, что уменьшило накладные расходы.
Объединены оптимизации RISC-V для многих частей DSP-кода. В основном, остались только большие декодеры.
Проведена работа по улучшению корректности временных меток и длительности кадров в каждом пакете, что повышает точность видео с переменной частотой кадров.
Релиз назревал как минимум полгода, но из-за постоянной активности в репозитории его пришлось отложить, и только в ноябре 2023 года удалось найти момент для его выпуска, прежде чем вливать в кодовую базу некоторые крупные патчи, запланированные для 7.0.
Можно добавить, что благодаря
усилиям Антона Кирнова разработчики сумели очистить захламлённую кодовую базу FFmpeg до такой степени, что транскодинг заработал
в многопоточном режиме, как и должен был работать по своей архитектуре. Когда многопоточность отладят и активируют, она заметно увеличит производительность FFmpeg на многоядерных системах, если в транскодировании не доминирует один компонент, а сами компоненты не являются многопоточными, говорит Антон.
Очистка кода заняла около двух лет и потребовала более 700 подготовительных коммитов. Выход версии 7.0 запланирован на февраль 2024-го.
Очевидно, что FFmpeg — самый популярный в мире опенсорсный проект для обработки аудио/видео. Он обеспечивает мультимедийную функциональность приложений
как минимум на двух планетах.
Очистка кода была задачей высшего приоритета, поскольку внедрять новые функции становилось уже затруднительно. После проведённой оптимизации стал быстрее работать и сам FFmpeg, и все проекты на его основе. В том числе графические оболочки.