Казалось бы, берёшь предоплату и работаешь нормально, зачем договор. Но бывают случаи, когда заказчик требует вернуть предоплату и угрожает судом и налоговой
Как подготовиться к этой ситуации, как себя вести — об этом статья.
Потому что бывает так:
Заказчик заплатил аванс, поставил задачу.
В процессе выясняется, что результат ему не нравится. Начинает «есть мозг».
Исполнитель предлагает вернуть деньги и разойтись. Заказчик: «А кто мне потраченное время вернёт? Доделывай!»
Исполнитель переделывает, заказчику опять не нравится. Тут он начинает просить назад аванс.
Исполнитель, затратив время и ресурсы, аванс не отдаёт (понятное дело).
Заказчик начинает его запугивать, грозить судом: «Ты украл эти деньги, а работу не сделал! И от налогов уходишь».
Как исполнителю защититься от такой ситуации:
Даже когда работаете без договора, приучите себя писать основные договорённости в переписке, даже после телефонного разговора.
Подробнее писала здесь.
Что нужно зафиксировать в переписке:
На что договорились:
- какая оплата,
- какой объём работ (желательно ,конечно, подробное ТЗ и Дорожную карту),
- какие этапы (опять же, зафиксировать их в Дорожной карте).
Присылать скриншоты результат работ или PDF/другие файлы с результатами не только в самом конце, но и поэтапно.
Чтобы пойти в суд, заказчику как минимум нужно заплатить госпошлину, подготовить исковое заявление и доказательства. Это может быть невыгодно, когда вопрос стоит о небольших суммах.
А лучше, конечно, иметь хотя бы простенький договор на пару страниц или оферту у себя на сайте/в профиле соцсети.
Иногда исполнители берут предоплату, чтобы не заморачиваться с договорами и актами. Ведь они свою работу сделают, а заказчик уже не сольётся, раз заплатил.
Но как вам такой поворот: заказчик отдал предоплату, передумал и пропал, а спустя полгода написал в полицию заявление на исполнителя о мошенничестве.
Или ещё круче:
исполнитель работу сдал, без актов сдачи-приёмки. Но заказчик не оплатил оставшуюся часть, перестал выходить на связь.
Прошло месяца 4, заказчик подаёт в суд: "Исполнитель, верни деньги за неосновательное обогащение" (так юридически называется, когда кто-то взял деньги и ничего взамен не сделал).
Работа заказчику не нравится, он считает, что исполнитель ничего не сделал. Актов сдачи работы нет.
В таких ситуациях предоплата превращается для исполнителя в опасные деньги, которые грозят неприятностями. Как не попасть в такую ловушку?
Нужно чёткое понимание условий, по которым работает исполнитель. Например:
предоплата 50%. Если заказчик не поддерживает связь дольше, чем 30 дней, предоплата не возвращается.
Так можно делать с заказчиками-юрлицами и ИП. С физлицами нельзя, запрещает Закон о защите прав потребителей.
Вместе с результатом работ исполнитель отправляет акт сдачи-приёмки работ. Если Заказчик акт не подпишет и пройдёт 5 дней, считается, что Заказчик принял работы и его всё устроило.
Эти условия нужно поместить на сайт (тогда это будет оферта) или подписать с Заказчиком договор.
Без актов 98% шанс проиграть судебное дело, особенно когда работы сдавались в онлайне (не стройка, не ремонт, а «что-то в компьютере»).
Посмотрим попроще, на примерах.
Программист обещал Ипатию написать код, взял 50 000 руб. предоплаты.
Программист не может написать в договоре, что предоплата не возвращается — это незаконно (ст. 328, 453, 717, 731, 782 ГК РФ, ст. 32 «Закона о защите права потребителей»).
Ипатий передумал и отказывается от заказа. Что же, возвращать ему все деньги?
Программист может поступить хитрее. Прописать в договоре, какие расходы он несёт при выполнении заказа. Но эти расходы должны быть подтверждены чеками.
Например, оплата хостинга, необходимых сервисов. Лучше описать эти сервисы в техзадании, чтобы любой суд точно отнёс их именно к работе над кодом Ипатия.
Но вот написать, что в расходы входит упущенная прибыль программиста, нельзя (ст. 15 ГК РФ). Всё, что не входит в расходы по чекам, нужно вернуть. Срок — неделя с того момента, как Ипатий попросил об этом.
Но, есть хитрость)
Можно увеличить этот срок в договоре. Например, написать, что предоплату вернут в течение 10 рабочих дней (ст. 314 ГК РФ).
Ипатий имеет право отказаться от заказа в любой момент. Если работа уже начата, Ипатий должен оплатить эту часть работы.
Но! Если у него нет претензий по качеству кода. И это не фраза "мне не нравится" или "что-то тут не то", а чёткий аргумент: в ТЗ было вот так, а в коде не так.
Другой случай — Ипатий записался на консультацию по платному аудиту своего сервиса на стороннем коде, но не вышел на связь в назначенный день. Тогда программист оставляет предоплату себе (ст. 781 ГК РФ). Но.
Если Ипатий покажет справку из травмпункта (или какой-то другой документ о том, что он не мог находиться на консультации), деньги придётся вернуть.
Итак, что чтобы не возвращать всю предоплату при отказе заказчиков, специалистам нужно прописать свои расходы в договоре.
Можно разбить работу на этапы и прописать стоимость каждого из них.
Можно написать, какие траты будет нести специалист в ходе оказания услуги.
на главную сниппетов