Кейс: Как выйти из-под Минусинска, сохранив позиции в Google

ARTICLES 16.09.16 16.09.16 524
Бесплатные курсына главную сниппетов

Автор: Сергей Варфоломеев, интернет-маркетолог Venta reSearch Lab

С появлением Минусинска вопрос о качестве внешних ссылок приобрел бОльшую актуальность и заставил специалистов по продвижению сайтов пересмотреть используемые методики влияния на ссылочный фактор ранжирования, а для некоторых сайтов и вовсе возникла необходимость снятия ссылок для выхода из-под фильтра.

Сайт компании Venta reSearch Lab не стал исключением, и в январе 2016 года перед специалистами компании встала задача вывода сайта из-под Минусинска. Благо, к тому времени об особенностях фильтра уже накопилось достаточно много информации, но порой противоречивой и весьма неоднозначной. К тому же ситуация осложнялась риском потерять позиции по целевым запросам в Google в ходе масштабного снятия ссылок. По этим причинам требовалось определение минимальных и достаточных объемов снятия ссылок, но пока без учета их качественных характеристик.

Для определения достаточных объемов снятия ссылок мы приняли решение проанализировать ссылочные профили конкурентов, уже побывавших под фильтром. Так на основании истории выдачи по запросу [продвижение сайтов] (регион Москва), выгруженной из сервиса Megaindex.com, были отобраны сайты, которые с высокой долей вероятности побывали под Минусинском. В таблице ниже представлены позиции, занимаемые сайтами по запросу [продвижение сайтов]. Чем выше строка, тем выше позиция. Отслеживаемые сайты выделены соответствующими цветами.

Основное условие отбора сайтов для анализа – резкое снижение позиций сайта со второй половины мая, ориентировочно минус 20 позиций, т.е. 2-3 страница выдачи. В результате для анализа ссылочного профиля удалось выделить ряд коммерческих сайтов, отвечающих выше обозначенному условию. Как видно по цветовому кодированию в таблице, с высокой долей вероятности в первую волну Минусинска пострадали BDBD, Kokoc, Demis, Vipro и Ingate.

Большинство анализируемых сайтов в период предполагаемого пребывания под Минусинском потеряло от 60 до 85% ссылочной массы, что можно объяснить высокой базой ссылочной массы (1,5-5 тыс. ссылок) – число качественных доноров ограничено и поэтому затруднительно бесконечно долго наращивать ссылочную массу без снижения ее общего качества. Таким образом, как мы предположили, данные сайты изначально имели ссылочную массу посредственного качества. Сайты же с более низкой базой имели снижение ссылочной массы в значительно меньшем объеме: порядка 25%. Стоит отметить, что сроки снятия фильтра с анализируемых сайтов составили 6-7 месяцев, что обусловлено особенностями снятия ссылок:

1) администраторы сайтов-доноров не спешат снимать ссылки, нередко предоставляя эту услугу на платной основе;
2) требуется время на переиндексацию сайтов-доноров.

Ниже представлены графики изменения ссылочной массы анализируемых сайтов, которые позволяют судить об абсолютном и относительном изменении количества внешних ссылок.

Сайт нашей компании, по данным MegaIndex, имел относительно небольшую ссылочную массу: порядка 800 внешних ссылок на момент анонсирования фильтра, и немногим более 600 на момент попадания под фильтр. Часть ссылок мы успели снять до попадания под фильтр. Как было указано выше, для сайта с низкой ссылочной базой достаточным условием для выхода из-под фильтра является снятие 25% ссылочной массы. По этой причине и с учетом позиций, занимаемых в Google по целевым запросам, нами была выбрана стратегия осторожного снятия внешних ссылок.

Для определения количественных характеристик ссылочного профиля встала задача сбора полного ссылочного профиля и его актуализации. Заметим, что ни один из существующих сервисов не дает информацию о полном ссылочном профиле, по этой причине использовались совокупные данные таких сервисов, как Ahrefs, Majestic SEO и уже ранее упомянутый MegaIndex. Кроме того, к выгрузкам, полученным из сервисов, была добавлена информация из Яндекс Вебмастера, после чего удалены дубли и составлена сводная таблица данных из 4-х сервисов, которая давала наиболее полную картину ссылочного профиля, составившего порядка 3000 ссылок.

Следующий шаг сэкономил немало временных ресурсов. Мы написали скрипт для проверки актуальности ссылок, который проверял наличие ссылки на наш сайт в коде страницы. На тот момент не было адекватных сторонних сервисов – сейчас для проверки наличия ссылок можно использовать инструмент от CheckTrust.

По результатам проверки актуальности данных о 3000 собранных ссылок было отсеяно 670 неактуальных ссылок. Наибольшую долю ложных данных внес инструмент Яндекс Вебмастера, из-за редкого обновления своей базы.

Также мы отфильтровали ссылки с сайтов вакансий, отраслевых ресурсов и наших клиентских сайтов, в итоге суммарно удалось отсеять почти 1200 ссылок. Для проверки на качественные характеристики осталось порядка 1800 ссылок. С помощью сервиса CheckTrust была проведена проверка качества доноров, в результате чего и был сформирован список из 470 ссылок с приоритетом снятия в следующем порядке:

● 144 ссылки с сайтов под АГС;
● 136 ссылок со спамностью > 50;
● 191 ссылку со спамностью 30-50.

После снятия указанных выше групп ссылок, мы отправили в Яндекс сигнал об устранении нарушений (кнопка “Я все исправил” в Яндекс.Вебмастере), однако реакции не последовало – сайт остался под фильтром. Тогда было принято решение о проработке SEO ссылок, которые можно разделить на 3 вида:

● арендованные ссылки;
● вечные статейные ссылки;
● спамные ссылки с форумов и каталогов.

Все арендованные ссылки были сняты вне зависимости от их качества. Ссылки со статей снимали в соответствии с критериями качества следующим образом: подавали заявку через интерфейс биржи и спустя несколько дней отправляли отдельное письмо администратору площадки. Ссылки с каталогов и форумов снимались в ручном порядке, там, где самостоятельное снятие было невозможно, писали администраторам.

В итоге сайт вышел из-под фильтра 10 августа (спустя 6 месяцев после наложения санкций) с минимальным ущербом для ссылочной массы и без потери позиций в Google, о чем говорит стабильная динамика позиций по ключевым запросам в Google:

В Яндексе позиции быстро восстановились до топ-10, некоторое время удавалось занимать даже 1 позицию:

Однако впоследствии позиции просели на вторую страницу. Причиной этого может быть сокращение ссылочной массы, которая была проиндексирована через некоторое время после снятия фильтра.

Возможно, используя более агрессивные и решительные стратегии снятия ссылок, выйти из-под фильтра можно и в более сжатые сроки, однако существует риск потери позиций в Google и проседания в Яндексе после выхода из-под фильтра. При нашей осторожной стратегии нам удалось сохранить позиции в Google и не критично просесть в Яндексе, учитывая нестабильность его выдачи. В рамках этой стратегии мы можем выделить следующие этапы вывода сайта из-под Минусинска:

1. Анализ истории выдачи по ключевым запросам с целью выявления сайтов, вероятно попадавших под фильтр.

2. Анализ динамики ссылочной массы пострадавших сайтов с целью определения необходимых и достаточных объемов снятия ссылок.

3. Сбор и консолидация полного ссылочного профиля из разных источников: Яндекс.Вебмастер, Ahrefs, Majestic SEO, MegaIndex.

4. Проверка актуальности ссылок (можно использовать CheckTrust) и исключение неактуальных (отсутствующих в коде страницы) ссылок.

5. Исключение ссылок с трастовых ресурсов (отраслевые порталы, сайты вакансий и т.п.).

6. Снятие ссылок, отфильтрованных по параметрам CheckTrust (сайты под АГС и спамность более 30).

7. Снятие SEO ссылок: арендованные, вечные статейные ссылки, ссылки с форумов и каталогов.

Важно отметить, что мы не торопились разом снимать все ссылки, не соответствующие критериям качества, иначе можно резко потерять значительную часть ссылочной массы. Мы рекомендуем после каждого этапа снятия ссылок отправлять сигнал об устранении нарушений в Яндекс, и только после этого приступать к следующему этапу, ужесточая критерии отбора.

на главную сниппетов
Курсы