В последнее время достаточно модным трендом в поисковой оптимизации стал переезд сайта с протокола HTTP на HTTPS. Несомненным катализатором этого процесса стал Google. Рекомендации Сергея Людкевича.
6 августа 2014 года в официальном блоге Google Webmaster Central появилась статья «HTTPS as a ranking signal», в которой утверждалось, что Google будет учитывать использование сайтом протокола HTTPS в качестве одного из факторов ранжирования. Пока что этот сигнал оценен, как довольно слабый и влияющий менее чем на 1% мировых запросов, однако в будущем не исключается его усиление. Это заявление подытоживалось призывом ко всем вебмастерам осуществить переход с протокола HTTP на HTTPS в целях повешения безопасности передачи информации в интернете.
Многие вебмастера и владельцы сайтов отнеслись к этому заявлению достаточно серьезно и начали планировать переезд. Однако, отечественным специалистам пришлось столкнуться с неожиданной проблемой – нюансы корректного переезда с HTTP на HTTPS в двух основных поисковых машинах русскоязычного рынка – Яндексе и Google несколько различаются. И для того, чтоб переезд был максимально безболезненным, нужно учесть ряд определенных моментов.
Итак, каковы же рекомендации по переезду у фактического инициатора данного процесса – Google? Они содержатся в разделе «Перенос сайта с изменением URL» справки сервиса «Инструменты для вебмастеров» и достаточно просты – нужно всего лишь настроить 301-й редирект со страниц HTTP-сайта на соответствующие им страницы HTTPS-сайта. Эта же рекомендация содержится и в другом документе справки: «Защитите свой сайт с помощью HTTPS» . Альтернативного способа, к сожалению, не предлагается. Так, например, в справке по «Инструменту изменения адресов» сервиса «Инструменты для вебмастеров» указано, что в настоящее время этот инструмент не поддерживает такой вид переноса сайта, как изменение протокола с HTTP на HTTPS.
Яндекс также поддерживает протокол HTTPS при индексировании сайтов. Для изменения главного зеркала Яндекс предлагает два способа:
- с помощью директивы Host;
- с помощью серверного редиректа со страниц старого домена на соответствующие им страницы нового (этот способ рекомендуется использовать, если новый домен не является неглавным зеркалом).
Однако, если следовать рекомендациям Google и выбрать второй способ, настроив 301-й редирект со страниц HTTP-сайта на соответствующие им страницы HTTPS-сайта, то в Яндексе можно столкнуться с весьма неприятными последствиями. Перенос сайта может затянуться, и на этот период может произойти частичное выпадение страниц сайта из индекса, сопровождаемое потерей занимаемых позиций. Поэтому в Яндексе при переезде следует придерживаться другой тактики, а именно – переклейки главного зеркала путем использования соответствующего инструментария. Для безболезненной переклейки главного зеркала, я рекомендую использовать директиву Host в файле robots.txt. Чтобы ускорить процесс переклейки Яндекс предлагает воспользоваться инструментом «Главное зеркало» раздела «Настройка индексирования» сервиса «Яндекс.Вебмастер». Причем некоторое время назад в этом инструменте появился режим «Установить протокол https».
Также в Яндексе есть одна особенность, связанная с форматом HTTPS, которую необходимо учитывать. В советах вебмастеру по индексированию картинок содержится следующая информация:
«Для того чтобы в индекс попали картинки, в ссылках на которые используется протокол https, необходимо, чтобы к этой картинке был доступ по http. Например, если вы хотите, чтобы проиндексировалась картинка по адресу https://domain.ru/image.jpg, нужно дать роботу возможность скачать эту картинку по адресу http://domain.ru/image.jpg».
Таким образом, я рекомендую придерживаться следующего алгоритма по переносу сайта с протокола HTTP на HTTPS, дабы постараться учесть требования обоих поисковиков, и сделать процесс максимально безболезненным:
- Обеспечьте полную доступность для индексаторов поисковых машин, необходимых для индексации страниц сайта, как по HTTP, так и по HTTPS. При этом, если на сайте используются абсолютные адреса внутренних страниц (в ссылках, в атрибуте rel="canonical" тега link и т.п.), в HTTPS-версии необходимо заменить во всех таких адресах “http” на “https”.
- Пропишите в директиве Host файла robots.txt адрес сайта с HTTPS.
- Установите протокол HTTPS в инструменте «Главное зеркало» раздела «Настройка индексирования» сервиса «Яндекс.Вебмастер». Можно столкнуться с ситуацией, что какое-то время данный инструмент не будет позволять это сделать, сообщая, что указанный вами домен с HTTPS не может быть выбран в качестве главного зеркала – роботу надо убедиться в том, что HTTPS-версия сайта действительно является зеркалом HTTP-версии, и склеить эти версии в группу зеркал (см. раздел «Причины отклонения заявок на смену главного зеркала»).
- Дождитесь через некоторое время сообщения от Яндекса в сервисе «Яндекс.Вебмастер» о том, что главное зеркало изменено на вариант с HTTPS и убедитесь в этом, проверив изменение главного зеркала сайта с помощью формы «Сообщить о новом сайте».
- Настройте прямые 301-е редиректы со всех страниц HTTP-сайта на соответствующие им страницы HTTPS-сайта, кроме файлов картинок. Избегайте построения цепочек редиректов, когда между исходным документом на HTTP и конечным документом на HTTPS существуют промежуточные документы.
- Добавьте HTTPS-сайт в сервис «Инструменты для вебмастеров» Google и подтвердите права на него. Если для HTTP версии сайта использовался инструмент отклонения ссылок «Disavow links» сервиса «Инструменты для вебмастеров», то загрузите использовавшийся файл с отклоняемыми ссылками также и для HTTPS версии.
Ну, а затем главное – запастись терпением и надеждой, что в вашем случае всё обойдётся без ошибок и глюков со стороны поисковых машин, что, к сожалению, отнюдь не гарантировано.
Я хотел бы подробней остановиться на различных нюансах склейки, как между сайтами (назовем это «внешней склейкой»), как и между внутренними страницами сайта («внутренняя склейка»).
Склейка сайтов
В результате склейки сайтов часть характеристик второстепенного зеркала может передаваться главному зеркалу. Так, например, в Яндексе передаются ссылочные и поведенческие факторы, не передаются временные факторы (например, возраст страниц) и штрафы.
Что касается непередаваемости штрафов от второстепенного зеркала главному в случае их склейки, то, судя по всему, здесь логика следующая. По большому счету, способы подклейки второстепенного зеркала к главному зеркалу не требуют никаких манипуляций непосредственно с главным зеркалом, или же какого-то подтверждения прав на него. Поэтому находящийся под вашим контролем сайт можно подклеить в качестве второстепенного зеркала практически к любому сайту, и совершенно необязательно, чтобы это главное зеркало тоже находилось под вашим контролем. Получается, что если бы санкции передавались при склейке, то находящийся под санкциями сайт можно было бы использовать в качестве оружия уничтожения в выдаче практически любого сайта. Для этого нужно было бы просто подклеить к выбранной «жертве» находящийся под санкциями сайт в качестве второстепенного зеркала.
Еще один важный нюанс – это то, что в случае склейки сайтов для корректной передачи характеристик страниц второстепенного зеркала главному, необходимо, чтобы соответствующие страницы имели одинаковые внутренние адреса. Если адреса страниц у второстепенного и главного зеркала не совпадают, то нужно привести их друг к другу, используя внутреннюю склейку страниц (о которой речь будет идти ниже): https://help.yandex.ru/webmaster/yandex-indexing/site-mirrors.xml#merge-different-structures.
Узнать, является ли чьим-то второстепенным зеркалом тот или иной сайт, в Яндексе можно с помощью формы «Сообщить о новом сайте» .
Ведущие поисковые машины русскоязычного рынка поиска предлагают достаточно подробные инструкции по корректной склейке сайтов. У Google она содержится в инструкции «Перенос сайта с изменением URL» справки сервиса «Инструменты для вебмастеров». У Яндекса – в разделе «Переезд сайта на новый домен» справки сервиса «Яндекс.Вебмастер». Это следующие способы:
301-й редирект
Реализация – со всех страниц исходного сайта организуется серверный редирект с HTTP-кодом 301 на соответствующие им страницы нового сайта. Поддерживается как Google, так и Яндексом.
Ускорить процесс переклейки можно следующим образом. В Google – отправить запрос на изменение адреса в «Инструменте для изменения адресов» – не работает в случае изменения протокола HTTP на HTTPS. В Яндексе – с помощью инструмента «Главное зеркало» сервиса «Яндекс.Вебмастер». Причем для того, чтоб воспользоваться этим инструментом, необходимо условие, чтоб Яндекс посчитал оба сайта зеркалами.
По возможности следует избегать цепочек редиректов, и использовать их только в одном случае – когда структуры адресов страниц второстепенного и главного зеркала не совпадают, и их необходимо привести друг к другу. При этом очень желательно перед организацией редиректов между сайтами сначала дождаться переклейки соответствующих внутренних страниц.
Плюсы. Универсальность. Является общим способом для обеих поисковых систем.
Минусы. В Яндексе можно столкнуться с временным проседанием позиций, обусловленным тем, что полноценная переклейка еще не произошла (и поэтому страницы нового сайта не получили характеристик от страниц исходного сайта), а страницы исходного сайта уже выпали из индекса из-за того, что они имеют отклик, отличный от 200.
Редирект через мета-тег refresh
Поддерживается только Яндексом. Реализация – при помощи мета-тега refresh с нулевой задержкой, добавляемого в код каждой страницы (например: <meta http-equiv="refresh" content="0;URL='http://new-
Плюсов я в этом способе не вижу, кроме разве только что одного – этот способ подходит для тех, кто не умеет настраивать серверный редирект.
Минусы – те же, что и в случае 301-го редиректа.
Директива Host
Осуществляется c помощью директивы Host для фала robots.txt. Поддерживается только Яндексом, синтаксис директивы можно найти на странице помощи вебмастеру: https://help.yandex.ru/
Плюсы. Переклейка главного зеркала не сопровождается проседанием позиций в Яндексе.
Минусы. Не поддерживается Google.
Склейка внутренних страниц
В случае склейки внутренних страниц я предпочитаю вместо термина «зеркало», который применяется на уровне сайтов, оперировать термином «дубль». В Яндексе, в случае внутренней склейки, все характеристики второстепенного (неканонического) дубля передаются главному (каноническому) дублю – в том числе возраст и, к сожалению, санкции. Передача возраста при внутренней склейке используется для так называемого «состаривания» новых страниц. Google, в свою очередь, в своих рекомендациях по внутренней склейке упоминает об объединении по меньшей мере сигналов для ссылок на идентичное и похожее содержание: https://support.google.com/
Процесс склейки внутренних страниц можно осуществлять следующими способами:
301-й редирект
Реализация – с неканонического дубля организуется серверный редирект с откликом 301 на канонический. Цепочек редиректов следует избегать. Этот способ рекомендует Google для изменения URL страницы, отображаемой в результатах поиска: https://support.google.com/
Директива Clean-param
Осуществляется с помощью директивы Clean-param файла robots.txt и распространяется только на те случаи, когда неканонические дубли отличаются от канонического только наличием параметров в адресе страницы. Поддерживается только Яндексом, синтаксис директивы можно найти на странице помощи вебмастеру: http://help.yandex.ru/
Инструмент «Параметры URL» Google
Специальный инструмент сервиса «Инструменты для вебмастеров» Google https://www.google.com/
Атрибут rel="canonical" тега <link>
Это способ, в отличие от двух предыдущих, не накладывает ограничения на структуру адресов страниц, к которым он может применяться. Он позволяет в явном виде в коде страницы неканонического дубля задать адрес канонического. Поддерживается, как Google (https://support.google.com/
*Источник: e-mail рассылка searchengines.ru
*UPD
Комментарии:
Владислав#
Спасибо, очень подробная статья.
Слышал, скоро гугл будет поощрять https сайты так же, как сейчас сайты с мобильной версией.
Технически самый правильный способ – 301 редирект. Как это сделать красиво технически в моей короткой заметке: редирект на https с помощью htaccess , если кому будет необходимо.
coder.hol.es /* Админ */#
Пожалуйста) Насчет https — не думаю, что это будет определяюще и значительно – да и с мобильной пока что большой вопрос. Имхо, конечно)
Максим#
спасибо ,статья полезная просьба фон страницы заменить. читать на фоне клеточек тяжело, глаза устают
coder hol es#
Пожалуйста) Фон заменил.
Elena Maaya#
Замечательная статья. Но ни одного примера, как ЭТО сделать правильно. А люди мучаются, например у меня (сайт указан выше) после переезда PageSpeed Insights при попытке протестировать одну из страниц с товарами дает вот это: Соединение было закрыто сервером до отправки ответа. Убедитесь, что страница загружается в браузере, и повторите попытку. И что делать – Гугл его знает…